Новости

Что лить в радиатор? Антифриз, тосол, охлаждающая жидкость – что лучше?

Выбираем класс антифриза
В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок делят на 4 типа: традиционный (Traditional), гибридный (Hybrid), карбоксилатный (ОАТ) и лобрид (Lobrid).

В мире прижилась классификации антифризов по системе компании VW – буква G и цифры после нее. Существуют и другие стандарты, введенные как отдельными производителями автомобилей, так и различными организациями, которые работают в разных странах: к примеру, BS расшифровывается как British Standard и стандарт BS 6580:1992 равен VW G11; есть свои стандарты ASTM, SAE, и пр. На фоне разнообразия требований и регламентов классификация VW оказалась наиболее простой и понятной, в результате превратившись в единый общепринятый стандарт.

Итак, на практике для обозначения антифризов часто используются спецификации группы VAG: гибридных G11, карбоксилатных G12, G12+, лобридных «Lobrid coolants» G12++, G13.

Традиционные антифризы. Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержат неорганические вещества – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants», «Conventional coolants», IAT (Inorganic Acid Technology). Иногда их называют «силикатными». Силикатный антифриз в процессе эксплуатации покрывает всю поверхность системы охлаждения защитной пленкой.

Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, они выпускаются с 1940 г., их уже давно не применяют на первой заправке автомобилей, они, в основном, вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы и не выдерживают высоких (более 105°C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Срок эксплуатации – до 60 тыс. км пробега.

Важно знать – «ТОСОЛ», изначально имя собственное, а его многочисленные модификации и названия относятся к традиционному типу антифризов!

Гибридные антифризы G11. Гибридные антифризы содержат, кроме неорганических ингибиторов – силикатов (европейская технология), нитритов (американская технология) или фосфатов (японская и корейская технология), еще и органические (карбоксилатные) ингибиторы. Обозначаются термином «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Выпускаются с конца 80-х годов. Работают по принципу «силикатного» антифриза, но усилены действием органических ингибиторов. Срок эксплуатации – до 120 тыс. км пробега.

Карбоксилатные антифризы G12, G12+. Карбоксилатные антифризы (Carboxylate coolants или OAT – Organic Acid Technology) содержат ингибиторы коррозии на только основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (более 5 лет, против 3-5 лет у гибридного и 2-х лет у традиционного) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя. Выпускаются с 1996 г. Срок эксплуатации – до 250 тыс.км. пробега.

Антифризы G12+ отличаются еще большей чистотой основы, эффективностью присадок, минимальным содержанием различных вредных примесей и элементов. Однозначное преимущество подобных антифризов – так это еще больший срок службы, вплоть до 8 лет.

Лобрид-антифризы G12++, G13. В 2008 году появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».
По сути, сегодня на авторынке основу продаж составляют антифризы классов G11 и G12. Первый – для автомобилей в годах, второй – для относительно свежих автомобилей. G12+ набирает обороты с ростом парка новых автомобилей. G12++ и G13 – присутствуют, но часто возятся под заказ.

 

Важен ли цвет?
В антифризы добавляют красители, придающие антифризу тот или иной цвет, не имеющий отношения к его эксплуатационным свойствам и являющийся предметом договоренности производителя и потребителя. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.

Иными словами, понимая, что не все ориентируются в классах антифризов, компании-производители разработали что-то вроде альтернативной системы идентификации – по цвету. Правило связи цветов и классов работает в 90% случаев, лишь иногда встречаются отклонения, когда охлаждающая жидкость окрашена в цвет, нехарактерный для ее класса.

Но обычно все так:
• синий, голубой, зеленый антифриз – это составы класса G11, которые работают 2-3 года;
• красный, оранжевый, фиолетовый, розовый антифриз – это составы класса G12, G12+, G12++, которые работают 5-8 лет;
• малиновый цвет, а также красно-розовые оттенки характерны для антифризов класса G13, которые в этом вторят предыдущей группе и также рассчитаны на длительный срок работы.
Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации в зависимости от сохранности пакета присадок, в этих случаях изменение цвета сигнализирует о непригодности антифриза для дальнейшего использования.

В любом случае, при смене или доливке антифриза обязательно нужно узнать, какой класс рекомендован заводом-изготовителем для конкретного автомобиля.

Завтрашний день
Несмотря на дороговизну основы – пропиленгликоля, некоторые компании, понимая вызовы завтрашнего дня, предлагают рынку природощадящие и менее токсичные антифризы. У немецкой компании Kuttenkeuler, например, это антифриз MPG TRIGARD. В нем применены только органические ингибиторы. Рекомендован для самых современных полностью алюминиевых двигателей. Это антифриз класса Long Life Coolant и расчитан, в принципе, на весь срок службы автомобиля. В техническом паспорте компания гарантирует пробег в грузовом автомобиле в 650 000 км, в легковом – 250 000 км. Однако практика показывает, что это не предел.

Нюансы замены
Для полной замены антифриза, как правило, нужно от 4-5 л готовой жидкости (не концентрата). Также настоятельно рекомендуется дополнительно приобрести 1-2 л антифриза для долива в будущем, особенно если используется охлаждающая жидкость класса G12 и выше, рассчитанная на 5 лет службы: за это время разное может произойти – любое мелкое повреждение, через которое будет сочится антифриз.

Помните: различные присадки и добавки позволяют или не позволяют смешивать антифризы между собой. При их смешивании возможна химическая реакция и выпадение осадков-хлопьев, которые могут забить каналы мотора, что приводит к локальному перегреву.

Совет: лучше не смешивать между собой антифризы разных производителей и разных классов; доливайте тот антифриз, который изначально был залит в систему охлаждения двигателя. Если течь застала в дороге и нет известного антифриза для доливки, то летом можно долить обычную воду, а очень холодной зимой – первый попавшийся антифриз нужного класса. Далее – только ремонт! И безопаснее – сменить антифриз полностью.